В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
I. История развития казначейской системы России
Казначейство России в своем развитии прошло долгий и сложный путь, его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейства естественным образом совпало с началом процесса образования на Руси централизованного государства. При Иване III были объединены русские земли, управлять ими как отдельной вотчиной стало невозможно. Государственное хозяйство отделилось от великокняжеского, поэтому были созданы первые государственные органы, в их числе казна, которая стала не только финансовой, но и дипломатической структурой, а также государственным архивом. Во главе казны стоял казначей, ответственный за сбережение финансов государства.
Во время правления Ивана IV статус казначеев получил первое в отечественной истории определение в служебной иерархии – они вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями. Казначеи ведали государевыми доходами, которые создавались трудом всего народа и свидетельствовали об экономической мощи России. Представление о государевой казне как личной царской сокровищнице отошло в прошлое, теперь она воспринималась как совокупность всех материальных ресурсов государства.
В смутное время царская казна была полностью расхищена самозванцами, боярами-временщиками, а также польским гарнизоном, оккупировавшим Московский Кремль в 1609-1612 годах.
В XVII веке тяжелый и упорный труд народа позволил вновь наполнить казну. Правительство провело подворные переписи населения и осуществило ряд налоговых и денежных реформ. Охрана финансовых интересов государства обеспечивалась Соборным уложением 1649 года. Развитие государства в этот период сформировало предпосылки для дальнейшего совершенствования методов казначейской деятельности, были выработаны основы законодательной регламентации казначейской службы.
В результате выдающихся финансовых преобразований Петра I в начале XVII века были созданы три финансовые коллегии с исполнительными функциями. Камер-коллегия руководила сбором податей, Штатс-контор-коллегия фиксировала государственные расходы, а Ревизион-коллегия проверяла расходование средств государственными органами. Финансовые коллегии действовали на основе регламентов, определявших их структуры, функции и штаты. Эти меры значительно снизили возможности для казнокрадства, увеличили поступления и позволили впервые в истории России создать государственную роспись.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стала эпоха царствования Екатерины II и издание крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии были созданы казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определены основные их функции: «1) дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были; 2) дабы доходы куда надлежит доставлены были; 3) дабы доходы в целости сохранены были». Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея, как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г. Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.
В 1779 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы два главных казначейства для остаточных и штатных сумм, которые хранили денежные средства, воплощавшие бюджет государства и внебюджетные суммы, а также заведовали расходами по ним. В 1781 г. было произведено разделение казенных палат на экспедиции по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
В короткое время царствования Павла I, на рубеже XVIII-XIX веков, были сделаны попытки новой реорганизации управления казначейством: созданы Главные Департаменты, прообразы министерств; в 1796 году была введена должность государственного казначея, которую занял граф Алексей Иванович Васильев.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, было создано Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».
Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:
-движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
-главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
-заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
-дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
-дела по составлению росписи доходов и расходов;
-дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.
Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от Департамента Государственного казначейства до губернских и уездных казначейств.
В 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм и т. п.
В период великих реформ 1860-1870 годов были узаконены и проведены в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявлена открытой и подлежащей опубликованию. Произошла централизация государственного хозяйства. В 1864 г. в порядке эксперимента сначала в 12 губерниях, а в 1866 г. повсеместно был введен принцип единства кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.
По указу Императора Николая I в 1775 году на территории, являющейся сегодня Волгоградской областью, были созданы периферийные финансовые органы, Камышинское и Царицынское уездные казначейства, на которые были возложены финансово-хозяйственные функции в уезде: прием и хранение казенных сборов, контроль за их расходованием. Слаборазвитая социально-экономическая инфраструктура не позволяла области стать самостоятельной административной единицей, поэтому уездные казначейства подчинялись Саратовской губернской казенной палате.
Ликвидированы уездные казначейства Камышинское и Царицынское были постановлением СНК РСФСР «О слиянии казначейств с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 года.
II. Управление Федерального казначейства по Волгоградской области на защите финансовых интересов государства
Штатная численность Управления в данный период составляла 786 человек, в структуру входили 7 отделов и 47 отделений.
В феврале 1996 года Управлению было предоставлено право финансировать расходы федерального бюджета за счет доходов, поступающих в федеральный бюджет на территории области.
Также в 1996 году в соответствии с распоряжением руководителя Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ в целях повышения квалификации руководителей и специалистов по защите информации в Управлении был создан единственный в стране Пилотный центр по защите информации.
К концу 1996 года Управление, а также входящие в его состав отделения осуществляли перечисление денежных средств федерального бюджета для финансирования расходов на банковские счета 14 распорядителей и 502 получателей средств федерального бюджета. Кроме того, были приняты на обслуживание организации, подведомственные МВД и ФСБ России.
В 1997 году Управление начало поэтапный процесс по переводу получателей средств федерального бюджета на финансирование через лицевые счета, открываемые в территориальных органах Федерального казначейства.
В июне 1999 года Управление и отделения начали проводить работу по дополнительному финансированию расходов бюджетных организаций за счет арендной платы за аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за этими организациями, поступающей в доход федерального бюджета.
В августе 1999 года Управление и отделения приступили к учету бюджетных обязательств, принимаемых бюджетными организациями федерального уровня по договорам поставки тепла, газа, котельно-печного топлива, электроэнергии и воды, в пределах утвержденных им вышестоящими распорядителями средств лимитов бюджетных обязательств.
Начиная с 18 августа 1999 г. помещения, в которых располагались отделы и отделения Управления, взяты под охрану 18-м отрядом – филиалом Государственного учреждения «Ведомственная охрана Минфина России». Стоит отметить, что повышенное внимание к вопросам обеспечения безопасности деятельности казначейства уделялось уже в 1882 году.
С 2000 года организована работа по ведению Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
В марте 2001 года Управлением сделаны первые шаги в части кассового обслуживания исполнения областного и местных бюджетов. Были открыты лицевые счета распорядителям и получателям средств соответствующих бюджетов для осуществления операций со средствами, полученными из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций. В течение 2001 года Управление открыло лицевые счета всем воинским частям и учреждениям Министерства обороны Российской Федерации.
С декабря 2001 года через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, получателями средств федерального бюджета осуществлялись операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета.
В 2002 году на территории области начал функционировать единый счет, открытый Управлению в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ГРКЦ Главного управления Банка России) на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства на территории Российской Федерации». Это позволило снизить трудозатраты с 230 человек, работающих в отделениях Управления, до 13 работников отдела доходов Управления.
С ноября 2003 года все операции со средствами федерального бюджета осуществляются через единый счет, открытый Управлению в ГРКЦ Главного управления Банка России на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета».
В 2005 году операции по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федерального бюджета стали осуществляться на счетах, открытых Управлению на балансовом счете 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям». Счета отделений на балансовых счетах 40105 «Средства федерального бюджета» и 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации», сохранявшиеся для обеспечения получателей средств наличными деньгами, были закрыты.
В целях реализации программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления в 2005 году осуществлен переход на применение новой бюджетной классификации Российской Федерации и новой Инструкции по бюджетному учету. Коренным образом изменился процесс формирования бюджетной отчетности в соответствии с вновь установленными правилами.
C 2006 года Управление осуществляет открытие и ведение лицевых счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений.
Также в 2006 году проводилась работа по переводу распорядителей и получателей средств бюджетов на обмен электронными документами через систему электронного документооборота Федерального казначейства.
С 2007 года осуществляется ведение реестра государственных контрактов, заключенных получателями средств федерального бюджета, территориальными органами государственных внебюджетных фондов, находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, от имени Российской Федерации.
В конце 2007 года в соответствии с приказом Казначейства России в Управлении созданы Центры правового сопровождения, основными задачами которых является правовое сопровождение, рассмотрение подготовленных проектов договоров, приказов, документов.
С января 2008 года Управлением реализован порядок перечисления средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей с единых счетов бюджетов на счет Управления, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего осуществления возвратов плательщикам.
С начала 2009 года деятельность Управления была направлена на реализацию вступивших в силу новаций бюджетного законодательства, связанных с выделением в составе расходных обязательств публичных и публично-нормативных обязательств; формирования сводной бюджетной росписи и доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса на трехлетний период.
В 2010 году в рамках реализации проекта Модернизации казначейской системы Российской Федерации в Управлении внедрено прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства», что позволило выйти на качественно новый уровень в работе.
Деятельность Управления связана и с обеспечением открытости процедур размещения государственного и муниципального заказов. С 2011 года помимо ведения реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, Управление участвует в создании Единого официального сайта Российской Федерации по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С 2012 года в соответствии с заключенными с Администрацией Волгоградской области соглашениями Управление осуществляет полное кассовое обслуживание исполнения бюджета Волгоградской области, а также проведение и учет операций со средствами бюджетных и автономных учреждений Волгоградской области.
Управлением осуществляется организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания как на средства федерального бюджета, так и на средства бюджета Волгоградской области и местных бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений, на средства бюджетных и автономных учреждений, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов, на средства бюджетных и автономных учреждений.
Управление с 2012 года осуществляет проведение операций по обеспечению наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в Управлении и финансовых органах муниципальных образований Волгоградской области, с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт.
В 2012 году начат перевод клиентов, осуществляющих электронный документооборот в Системе электронного документооборота Федерального казначейства, на Систему удаленного финансового документооборота – онлайн, составную часть прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства», позволяющую проводить все операции с документами в Интернете в режиме реального времени. В Управлении работает региональный Удостоверяющий центр. Организациям Волгоградской области оказывается квалифицированная помощь в получении, установке и настройке необходимых средств защиты информации, работе с сертификатами ключей проверки электронной подписи, обеспечивается выдача необходимых средств криптографической защиты.
Расширение сферы деятельности органов Федерального казначейства также связано с переводом с 2013 года на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов – Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Управление приступило к выдаче «краткосрочных бюджетных кредитов» бюджету Волгоградской области с 2014 года, а с 2015 – муниципальным образованиям Волгоградской области. Первыми муниципальными образованиями, получившими бюджетные кредиты, стали город Волгоград и город Волжский. С 2016 года бюджетные кредиты предоставляются городу Камышину.
С 2015 года Управление приступило к выполнению новой функции – казначейскому сопровождению государственных контрактов (договоров, соглашений) со средствами отдельных юридических лиц, получающих из федерального бюджета субсидии, инвестиции, взносы в уставные капиталы, авансы по отдельным государственным контрактам.
2016 год стал для Казначейства России особенным, так как в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 г. № 41 Федеральному казначейству были переданы функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
С марта 2017 года механизм казначейского сопровождения стал применяться в отношении средств в валюте Российской Федерации, получаемых юридическими лицами при осуществлении расчетов в ходе исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу.
С 2017 года Управление осуществляет контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволяющий исключить возникновение у государственных и муниципальных заказчиков обязательств, не подкрепленных денежными средствами.
В 2018 году Управление наделено функциями Центра компетенции, ответственного за функциональное сопровождение единого портала бюджетной системы Российской Федерации государственной интегрированной информационной системы "Электронный бюджет" и осуществляет:
- мониторинг открытости, достоверности и актуальности информации, опубликованной на едином портале, с последующим представлением свода результатов мониторинга информации в Федеральное казначейство;
- формирование, сбор, рассмотрение и обобщение предложений в части развития функций единого портала;
- участие в подготовке обучающих материалов по работе с единым порталом;
- консультирование сотрудников территориальных органов Федерального казначейства по вопросам функционирования единого портала и размещения на нем информации.
В 2019 году отдел внутреннего контроля и аудита Управления начал осуществлять в АСФК последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (ПОВАК), роль которого заключается не только в выявлении нарушений (недостатков) в деятельности отделов Управления, принятии мер для их устранения и минимизации, связанных с ними вероятных неблагоприятных последствий, но и в предотвращении в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений (недостатков).
В настоящее время в Управлении создано 57 отделов, работу которых координируют по функциональным направлениям деятельности 3 заместителя руководителя.
У истоков формирования и развития казначейской системы на территории Волгоградской области стояли ныне работающие в Управлении Шорохов Александр Михайлович, Варава Константин Андреевич, Евлантьева Елена Николаевна, Кузнецова Ольга Павловна, Лукьянычева Надежда Михайловна, Никитина Елена Викторовна, Юрина Екатерина Николаевна и другие. В коллективе с теплотой вспоминают ветеранов Управления, отдавших значительную часть своей жизни служению в казначейской системе и с почетом ушедших на заслуженный отдых.
Профессионализм и многолетняя добросовестная работа сотрудников Управления отмечены государственными наградами (Орден Мужества, Орден Дружбы, Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени), присвоением почетных званий, а также ведомственными наградами: Нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» награждены 104 человека, Почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации – 14 человек, Благодарностью Министра финансов Российской Федерации – 12 человек, Нагрудным знаком Федерального казначейства «За отличие» – 1 человек, Почетной грамотой Федерального казначейства – 183 человека, Благодарностью Федерального казначейства – 151 человек (перечень наград).
За успехи, достигнутые в развитии органов Федерального казначейства, коллектив Управления награжден Почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации. За совершенствование кадровой и правовой работы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий Почетной грамотой Федерального казначейства отмечены коллективы отдела кадров, юридического отдела и отдела – Пилотный центр по защите информации.
Кроме того, в целях морального стимулирования работников Управления утверждена Доска почета Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Книга почета Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.
III. Традиции в коллективе Управления
Корпоративные традиции организации начинают зарождаться с первого дня ее создания. Давно известно, что организация работает тем эффективнее, чем более сплочен ее коллектив, а коллектив сплачивают в дружную команду свои собственные обычаи и традиции.
С момента основания Управления в коллективе накопилось немало традиций, среди которых проведение спортивных мероприятий, творческих конкурсов, празднование знаменательных дат, в том числе дня рождения Управления, участие в общественной и интеллектуальной жизни города, совместные походы в театр и многие другие.
Спортивные мероприятия:
Творческие конкурсы:
Культурно-массовые мероприятия:
Патриотические мероприятия:
Всероссийские и межрегиональные семинары-тренинги:
Сотрудники Управления активно занимаются научно-исследовательской работой по решению актуальных проблем совершенствования деятельности Управления, развития государственных и муниципальных финансов, активно участвуют в научно-практических конференциях и семинарах (Перечень научных работ, статей, исследований сотрудников Управления Федерального казначейства по Волгоградской области).